Выбрать страницу

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Одним из условий организации инклюзивного образования является создание специальных условий, которые обеспечивают доступ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение, позволяют перемещаться, общаться с участниками образовательного процесса или пользоваться ситуацией. Поэтому доступность образования обеспечивается доступностью образовательной среды учреждения, соответствующего различным потребностям всех детей независимо от состояния здоровья и степени мобильности.
Доступная (адаптивная) среда в образовательном учреждении позволяет проводить коррекцию и развитие детей с ОВЗ, социализацию в ходе обучения, сохранять и укреплять здоровье и проводить профилактику осложнений или ухудшения здоровья.
Доступная (адаптивная) образовательная среда предполагает:
доступность групп, других помещений детского сада (создание безбарьерной среды);
технические средства обеспечения комфортного доступа (ассистирующие средства и технологии);
коррекционно-развивающую предметную среду для обучения и социализации;
помещения (зоны) для отдыха, восстановления работоспособности, оздоровления, наличие разработанных на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
При формировании в образовательном учреждении доступной (адаптивной) среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Безопасность. Предполагает создание среды, позволяющей минимизировать у ребенка с ОВЗ чувство неуверенности и страха, максимально упростить возможность самостоятельно и свободно передвигаться и ориентироваться в образовательной организации.
2. Насыщенность культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире).
3. Доступность для полисенсорного восприятия. Предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств, как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений.
4. Смысловая упорядоченность. Предполагает, что все виды отношений в образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой правил, понимание и выполнение которых значительно повышает эффективность жизнедеятельности ребенка с особенностями психофизического развития.
5. Погружение в систему социальных отношений. Организация образовательной среды обеспечивает ребенку событийную общность, стимулирует его активное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми.
6. Развивающий характер. Предполагает наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих.
7. Ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем, использование реальных и потенциальных познавательных возможностей.
В нашем детском саду имеются дети-инвалиды и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья. Для этого мы стали участниками федеральной программы «Доступная среда», в связи с этим созданы условия, необходимые для полноценного обучения и развития детей инвалидов и детей с ОВЗ. Расширили дверные проемы, вход с улицы оборудовали пандусом, установили визуальные средства, оборудовали санитарно-гигиенические помещения, приобрели дидактический материал.