ГОТОВИМСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«НЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ!».

Творить с детьми без какого-либо принуждения и не придавать огромного значения достижениям – это лучший способ воспитать творческую личность и развивать воображение. Психологи уверены, что не талантливых детей не бывает. Если вдруг родителям кажется, что ребенку ничего не интересно, вероятно он еще не нашел той области, в которой хотел бы проявить свои творческие способности, или время, место и настроение не предназначены для полета фантазии. Важно различать такие понятия, как «выражать себя» и «творить». Если ребенок кричит, кривляется или делает какое-то движение, то это всего лишь способ выразить себя. А вот если вы попросите ребенка изобразить, как будет звучать или выглядеть какая-либо эмоция, это уже открывает в нем скрытые способности и умения искать смысл в том, что он делает.

Чтобы понять, каким талантом обладает ребенок, достаточно понаблюдать за ним, особенно, когда рядом никого нет. В такой ситуации ребенок полностью раскрепощается и начинает выражать свои внутренние желания. Если вы заметили, что он активно гримасничает, повторяет движения, голос, мимику других, вполне вероятно в нем есть актерский талант. Значит, важно уделить внимание таким играм, как «пальчиковый» театр, игры-превращения (например, как можно использовать обычную чашку). Устраивайте домашние представления, ходите на детские спектакли, слушайте хорошую музыку.
Если ребенок много внимания уделяет манере говорить, своему голосу, интонации, с удовольствием запоминает и рассказывает стихи, следует работать в направлении ораторского искусства. Посещайте концерты, устраивайте выступления для родственников, показывайте, как звучат различные кухонные инструменты, играйте в ролевые игры, где ребенок может быть сразу несколькими персонажами. Важно помнить, что именно ирга является главным помощником в раскрытии творческого потенциала.

Бывают такие случаи, когда ребенок вдруг «расхотел» что-то делать: играть на музыкальном инструменте, рисовать акварелью, петь и т.д. Это нормально. Можно попробовать прекратить на время занятия или просто поменять педагога. Не надо ставить его в положение, что он «ничего не доделывает до конца». Для ребенка крайне необходим такой опыт, который поможет ему понять, чем же ему хочется заниматься на самом деле. Кроме того, возраст ребенка также влияет на выбор вида творчества. Поэтому важно предложить ребенку заниматься не только тем, что ему нравится, но и то, что подойдет ему по возрасту. Например, если в 3-5 лет ребенку следует активно развивать музыкальные способности, то уже в 6 лет лучше развивать художественный вкус и актерские качества. А вот для занятий спортом и танцами лучшим возрастом считается 7-8 лет.

Прекрасный способ выражения для ребенка 3-5 лет – это «свободное» рисование. Для этого, возьмите рулон старых обоев или любой бумаги и повесьте на стену. Важно, чтобы это был именно рулон, так ребенок сможет запечатлеть все, что с ним происходит, в красках и картинках, как будто ведет дневник. Рулон легко разматывать, отрывать куски, и ребенок будет рисовать свободно, так как не будет думать о том, чтобы нарисовать такую картину, которую родители будут демонстрировать всем или повесят на стену. Кстати, такая «картинотерапия» полезна и взрослым.

Многие родители утверждают, что ребенок повзрослел и перестал творить. На самом деле, в детстве дети обладают врожденными способностями. «Талант пропадает», когда на детей начинает давить система образования и сами родители. В детском саду и школе, как правило, творческие способности детей не развивают, а эксплуатируют, учат, как нужно «делать правильно» и «по шаблону». Вторая помеха – это родительские амбиции и требования. Если родители больше чем ребенок стремятся к его успеху, постоянно требуют у ребенка быть лучше всех, хороших результатов и показателей, ребенок попадает в тупик и может навсегда отказаться от творчества. Кроме того, сами родители изначально возводят преграды и запреты для своих детей, а потом удивляются результату их приказов. Если вы не знаете, как помочь ребенку, хотя бы не мешайте ему.

Когда он чем-то занят, позвольте ему это делать, ведь он уже находится в процессе творческой деятельности. Запрещая ребенку реализовывать самые элементарные желания (например, порисовать в нашей записной книжке, полепить на кухонном столе, использовать банку как микрофон, кастрюлю как барабан), мы сами выстраиваем барьер между ребенком и развитием творческих способностей. Взрослым постоянно некогда, многие просто разучились созерцать прекрасное вокруг и видеть невидимое. А в детях это свойство, по своей природе, живет всегда. Поэтому именно они и созерцатели, и деятели одновременно.

Подрезаем крылья детскому энтузиазму.
Все люди от природы — энтузиасты. Каждый из нас рождается со стремлением познавать, осваивать, творить и двигаться вперед. Но в жизни энтузиасты и творцы встречаются не чаще, чем, скажем, черные аисты. Видимо потому, что все эти замечательные детские качества в детстве взрослые тщательно «корректируют», делая детей «гладкими», благопристойными, не делающими глупостей и… удивительно безликими. Большинство из нас, родителей, не умеют разглядеть в неловких действиях и странных на первый взгляд фантазиях своего ребенка тонкие движения его души и робкую попытку подняться на еще одну ступеньку к вершинам развития. Ребенок рисует рожицы пальцем в тарелке с манной кашей, стрижет гриву плюшевого льва, раскрашивает предметы в книжке-раскраске в совершенно не свойственные им цвета, сооружает торт из котлет и варенья — на все эти еще не до конца осознанные порывы мы реагируем одинаково: «Нет!», «Нельзя!», «Не смей!», «Не делай этого!». Щелк, щелк — щелкают ножницы нашего непонимания, по перышку обрезая не окрепшие крылья детской фантазии, энтузиазма и стремления к совершенству. Так и появляются в жизни бескрылые люди, причем этих драгоценных крылышек, позволяющих воспарить над обыденностью жизни, их лишили самые близкие и дорогие люди, всегда желавшие им только добра — родители.

Где же выход? Увы, если вы действительно хотите что-то изменить, вам придется кардинально пересмотреть свои взгляды не только на воспитание, но и на своего ребенка в целом. Постарайтесь воспринимать его не как несмышленыша и уж тем более не как бесформенный кусок глины, из которого можно вылепить все, что угодно, а как маленькую, но, тем не менее, самостоятельную личность — с собственными взглядами, уникальным восприятием окружающей жизни и особым способом реагирования на происходящее. И от вас этой личности нужны поддержка и помощь, а вовсе не тотальная опека и жесткий контроль. Самый простой и, возможно, уже набивший оскомину, но по-прежнему действенный педагогический прием таков: стать ребенку другом. Попробуйте мысленно перенести модель своих взаимоотношений с близкими друзьями на своего ребенка. Безусловно, в той же самой форме, без определенных поправок, ее использовать нельзя, но вам станет хотя бы приблизительно ясно, что именно нужно изменить в своих взглядах на вашего малыша.

Информация к размышлению
«Исследование, выявляющее уровень творческих способностей людей разного возраста, показало, что:
высокий уровень развития творческих способностей в возрасте 40 лет имели 2% мужчин и женщин;
в возрасте 35 и 30 лет – тоже 2%;
увеличение числа людей, обладающих высоким уровнем развития творческих способностей, начинается только с семилетнего возраста – 10%;
среди пятилетних детей творческими способностями обладали 90%!
в диапазоне между пятью и семью годами 80% творческих детей начинают думать, что не обладают такими данными, а в итоге вырабатывается соответствующая позиция: люди начинают отрицать эту исключительную, Богом данную способность».
Неправильно реагируем на действия ребенка.
Даже если вы приняли четкое решение стать другом своему ребенку, это еще нужно суметь. Многие путают роли друга и покровителя — мол, мы самые близкие ему люди, поэтому наша задача предостеречь его от ошибок, указать, в какую сторону двигаться, и вообще, нам лучше знать, что и как, потому что мы старше. Но ведь мы не ведем себя так в отношении своих «взрослых» друзей. Нам чаще всего не приходит в голову постоянно указывать им на ошибки или сравнивать их с другими, более успешными и удачливыми людьми. Мы считаем это нетактичным и даже неприличным, но при этом не видим ничего плохого в том, чтобы регулярно осуществлять подобные действия, воспитывая собственных детей. И, сами того не ведая, растим в ребенке неверие в себя и собственные силы.
Где же выход? Будьте тактичны по отношению к своим детям и старайтесь не говорить им таких вещей, которые не любите слушать сами. Не забывайте, что золотые правила «Отрицательный результат — это тоже результат» и «Не ошибается тот, кто ничего не делает» справедливы также и в отношении ваших детей, сколько бы лет им ни было. И ваша реакция на промахи и недочеты в действиях ребенка должна быть нацелена на то, чтобы малыш эти истины усвоил и научился воспринимать ошибки не как зло, а как часть процесса обучения и развития. И еще: отслеживайте приступы традиционного родительского занудства и боритесь с ними всеми возможными способами. Ведь вы же по себе знаете, что замечание, сделанное в двадцать первый раз, ничего, кроме раздражения и противодействия, не вызовет.
Необъективно оцениваем возможности ребенка.
Здесь родители, как правило, бросаются в две крайности: или требуют слишком многого, или не требуют совсем ничего. В первом случае у ребенка практически нет шансов на успех, а частые неудачи со временем начисто убивают всякое желание браться за новое дело. Во втором случае родители попросту снимают с ребенка ответственность за результат: оберегают его от необходимости самостоятельно принимать решения, постоянно помогают ему и делают за него все самое трудное. Естественно, у ребенка со временем вырабатывается условный рефлекс: без мамы (папы) у меня ничего не может получиться. «Классический» вариант поведения родителей в этом случае всем нам хорошо знаком: постоянно твердить ребенку, что он еще маленький и ему вообще не нужно ни за что браться. Таким образом, мы сами вкладываем в сознание ребенка ощущение собственной никчемности и неумелости. А потом искренне удивляемся результату. Чрезмерно требовательные родители, напротив, постоянно твердят малышу, что он все должен делать наилучшим образом. Это приводит к тому, что дитя старается заниматься лишь тем, что у него хорошо получается, относясь ко всему новому и неизвестному с неизменным страхом и опасением.
Где же выход? У каждого ребенка есть свой, особый потенциал, знать и правильно оценивать который — одна из главных задач родителей. Это поможет сохранить у ребенка интерес к обучению и поддержать в нем стремление к познанию. Не торопите события, но и не занижайте планку: она должна быть всегда чуть выше той, которую ваш ребенок смог бы преодолеть без труда. Усложняйте задачи, как только увидите, что ребенок легко с ними справляется. То есть, повышайте уровень притязаний, но ориентируйтесь при этом на его достижения, а не на успехи соседского ребенка: дети развиваются по-разному и, конечно же, по-разному одарены. Соблюдая эти условия, вы не только сформируете у ребенка уверенность в собственных силах, но и поможете ему раскрыть заложенные в нем таланты. Помните, что неталантливых и бездарных детей не бывает, просто надо стараться открыть в ребенке Божью искру и не мешать ему развиваться, даже если этот талант и не вписывается в ваше представление о будущем отпрыска. Причем «не мешать» — очень важное условие, ибо, если вы не будете препятствовать ребенку в его развитии, вам, скорее всего, и открывать ничего не придется: в условиях «свободы творчества» все, чем одарен ваш малыш, неизбежно выйдет на поверхность.
Советы методиста
Что нужно ребенку, чтобы стать ГЕНИЕМ?
Родители, которые верят в способности детей и поддерживают их.
Изучение индивидуальных способностей ребенка в различных областях.
Возможности для развития индивидуальных способностей и талантов ребенка.
Не противодействие ребенка раскрытию способностей.
Сосредоточение на развитии способностей детей, независимо от их возраста.
Открытие, признание и оценка способностей ребенка другими людьми.
Как родители в максимальной мере могут способствовать всестороннему развитию ребенка
Попробуйте встать на место своего малыша и взглянуть на мир вокруг его глазами, с его точки зрения.
Параллельно задавайте себе следующие вопросы:
Какими будут самые первые впечатления моего ребенка?
Какая окружающая обстановка будет стимулировать его органы чувств и каким образом?
Как я смогу помочь ребенку осознать силу его мозга и способствовать тому, чтобы он использовал его на всю мощь?
Как научить ребенка быть наблюдательным?
Как научить ребенка максимально использовать память?
Как научить ребенка описывать своими словами то, что он видит, чувствует, понимает?
Как провести ребенка через основные стадии умственного, физического и эмоционального развития?
Какая пища для мозга и тела позволит малышу развиваться лучше всего?
Как научить ребенка осознавать свою неповторимость и как вырастить из него счастливую, уверенную в себе и гармонично развитую личность?

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наберитесь терпению и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений – трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните: похвала и поощрение придадут малышу уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

В комплекс занятий по развитию речи должны входить домашние задания, перечисленные ниже.

1. Артикуляционную гимнастику проводите ежедневно по 5-7 мин, чтобы вырабатываемые у ребенка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
2. Артикуляционную гимнастику выполняйте, сидя перед зеркалом. Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Контролируйте через зеркало положение губ, языка у ребенка.
3. Некоторые упражнения ребенок должен выполнять под счет взрослого.
4. Каждое упражнение повторяйте 3-4 раза.
5. Упражнения выполняйте поэтапно: улыбаемся, показываем зубы, приоткрываем рот, поднимаем кончик языка за верхние зубы, произносим звук.
Если вы хотите помочь ребенку, не забывайте, что:
— для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;
— родители, воспитатели и специалисты должны работать в тесной связке только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;
— необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться;
— ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «тупой», не «лоботряс». Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь!

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Поговори со мной… О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.
Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать…».
Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребенок.
«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.
Какими упражнениями можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
— какими словами, красками можно описать время года;
— назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только веселые слова;
— расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;
— играйте в игру «Если бы, да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:<
Если бы я был Улицей, то я бы …, потому что … .
Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что … .
Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что … .
Если бы я был Мандарином, то я бы …, потому что … .
— играйте в игру «Хорошо – плохо».
Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
Что хорошего в болезни, а что плохого?
Что хорошего в дождике, а что плохого?
Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?
— играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т.д.;
— играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка…

4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут … елке.)

6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).

7. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Помните! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун сразу скисает».
Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей.
Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с двумя причинами:
— родители не слышат недостатков речи своих детей;
— не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.
Развитие ручной умелости у детей 5 – 6 лет
Л о г о п е д. Послушайте «Сказку про пальцы». (Рассказывает, поочередно разгибая пальцы.)

— Жили братья, не тужили,
Но однажды приуныли.
Стали думать и гадать,
Как же имена всем дать?

— Я хоть ростом не велик,
Но веселый озорник.
Все стоите вы за мной.
Буду зваться я Большой.

— Я указывать люблю
На цветы и на Луну,
Очень я внимательный,
Палец Указательный.

— Я стою посередине,
Буду зваться я отныне
Средний палец-удалец.
Вот такой я молодец!

— Меньше всех я братьев ростом.
Ох, как маленьким непросто!
Но меня легко узнать,
Пусть Мизинцем будут звать.

Брат один, как ни гадал,
Имя так себе не дал.
Но его не обижают,
Безымянным называют!
Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигаются достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.
Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один их показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к учебе и тревожного его состояния. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребенка 5 – 6 лет:
— рисует карандашами, мелками;
— собирает постройки их девяти кубиков;
— складывает бумагу более чем один раз;
-шнурует ботинки, лепит из пластилина.
Для развития ручной умелости дети дома должны:
— разминать пальцами глину, пластилин;
— катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;
— выполнять пальчиковые игры и упражнения;
— рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем;
— вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;
— вышивать, вязать;
— играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками;
— штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.
Памятка для родителей.
«Учимся слышать звуки и правильно их произносить».
Уважаемые родители!
Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной, выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.
«Стоп – игра».
Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
«Угадай-ка».
Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произношения слова.
«Исправляй-ка».
Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.
«Кто больше».
Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.
«Можно или нельзя?»
Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каким бы творчеством мы, взрослые, ни занимались – будь то ремонт квартиры, составление икебаны, роспись по шелку – нас, прежде всего, интересует конечный результат. Для ребенка же важен сам процесс создания, он дает ему возможность познавать мир и делать его богаче, превращая в реальность то, что существовало только в его воображении.

Вам необходимо быть готовым развивать фантазию ребенка, стремиться познакомить его с миром и культурой во всем их разнообразии. Процесс творчества должен быть насыщенным и увлекательным. Пустите в дело самые разные материалы, начиная от традиционных красок: акварели, гуаши; карандашей, фломастеров и заканчивая самыми необыкновенными – макаронами, рисом, воском, соленым тестом, ракушками, бисером.
Во время подбора занятий и материалов учитывайте возраст вашего ребенка, его способности и интересы.

Если вашему ребенку уже исполнилось четыре года, научите ребенка пользоваться ножницами. Вырезайте с ним предметы круглой и квадратной, прямоугольной и овальной формы, составляйте из геометрических фигур различные узоры.

Если ваши дети старше, займитесь с ними складыванием из цветной бумаги – оригами. Развивайте фантазию детей и благодаря ей, он сможет не только украсить стены своей и вашей комнаты, но и надолго решит проблему подарков для любимых бабушек и дедушек.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи). Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.

Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.
Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.
Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимым навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных взаимоотношений детей и родителей.

Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.

Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали.